руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
20 апр.
08:52
Журналы
Остров
© Leshinski
Все записи | Искусство
воскресенье, июль 13, 2014

Хундертвассер: гений ярких красок и необычных форм

aвтор: Elegy ®
8

Фриденсрайх Хундертвассер – человек, которым гордится не только половина Австрии, но и полмира. Поклонники творчества эпатажного чудака в носках разного цвета твёрдо уверены, что небеса подарили их стране гения. Противники, напротив, убеждены в обратном: Хундертвассер вовремя поймал птицу удачи за хвост, не проверяющую наличие таланта. Давайте избежим поверхностных суждений и познакомимся с этой яркой личностью вместе!

Откуда берутся гении?

Фридрих Стовассер (Friedrich Stowasser) появился на свет 15 декабря 1928 г. в Вене. Отец, австриец по происхождению, погибает через год после рождения сына, которого в годы Второй мировой войны будут не раз прятать ближайшие родственники матери-еврейки. После уничтожения около 7 десятков членов большой семьи в 1943 году, у мальчика не остаётся почти никого, кроме мамы. Подрастая, Фридрих во всём выделяется из группы ребят-одногодок своей неординарностью, а ещё – способностями к рисованию. Но вот, детство и юность уходят…

В 1948 году Фридриху Стовассеру, давно обратившему на себя внимание сначала детскими, а затем и юношескими рисунками, доводится проучиться 3 месяца в венской Академии изящных искусств у профессора с «говорящим» именем – Робина Кристиана Андерсена, о котором Хундертвассер всю жизнь вспоминал с огромной теплотой. Не отсюда ли начинается жизнь, похожая на сказку? Или… сказка, слегка напоминающая жизнь?

«Волшебник растительности или что-то в этом роде»

С 1949 года молодой мастер, из которого поочередно бьют ключом то энергия, то идеи, едет в чудесное путешествие по Италии, а в 1950 году оказывается в Париже и отправляется в легендарную «Ecole des Beaux Arts». Правда, усердия молодого красавца, душу и разум которого раздирают вечные вопросы о своём месте в жизни, хватает всего на один день.

Вдохновлённый творчеством Эгона Шиле, Хундертвассер (псевдоним, означающий «богатый миром») увлекается экспрессионизмом, сюрреализмом, разрабатывает теорию «трансавтоматизма». В 1955-1956 гг. проходят первые две выставки разностороннего и чудаковатого мастера кисти. Однако не многочисленные акварели, не графика и не живопись привлекают Фриденсрайха Хундертвассера более всего, а мечта об Идеальном Доме – человеческой норе, выстроенной из разноцветных плиточек, стекла, кирпича, металла и украшенной, как красавица – бриллиантами, россыпью зеленых кустов, деревьев и яркими-яркими красками. Примечательно, что жилище не должно иметь ровных линий, напоминая привычные нам уродливые «коробки», и одинаковых окошек, которые весело подмигивают солнцу и будто говорят людям: «Радуйтесь же, радуйтесь жизни!».

Подобные новаторские идеи малоизвестного архитектора поддерживаются далеко не всеми и не сразу, однако мечты Хундертвассера постепенно начинают сбываться, да и слава бегает за ним по пятам, сбивая ноги. Год за годом в большинстве уголков планеты, которую художник исколесил вдоль и поперек, вырастают, будто грибы, причудливые потрясающие здания, для описания которых даже акулы пера из известных изданий не всегда могут подобрать подходящие слова…

hundertwasser 1 400x600 Хундертвассер: гений ярких красок и необычных формМасса кривых линий и «фирменных» хундертвассеровских спиралей, волшебные башенки с балкончиками-улеями, подпирающие облака золотыми куполами, лохматые, все в растительности, крыши, окна-глаза, пристрастившиеся к подводке насыщенных желтых, зеленых, синих, красных оттенков, запутанные коридоры и такой же космический интерьер внутри, – это то, чем туристы готовы любоваться и восторгаться часами.

Самые известные архитектурные (так и хочется сказать «произведения») сооружения Фриденсрайха Хундертвассера –мусоросжигательный завод Spittelau (1988-1992), расположенный по адресу Spittelauer Lände 45, город Вена, дымовая труба и фасад теплоэлектроцентрали Шпиттелау, отель «Рогнер Бад Блюмау», Церковь Св. Варвары в Бернбах, станция отдыха Motorway Restaurant, легендарный дом Хундертвассера и, конечно, выставочный зал KunstHausWien. К сожалению, множество гениальных задумок так и не были реализованы архитектором. Чего стоит проект «Холмы в лугах» – зелёный городок с домами, будто уходящими в землю!

Право на третью жизнь

Надо сказать, что художник был очень несчастлив в любви: два брака быстро развалились. Зато ремесло любило его беззаветно, будто благословляя на покорение новых и новых вершин. Кажется, что этому человеку удавалось всё, за что он ни брался! Его графика и плакаты были нарасхват; за оформление телефонных карт, жетонов для казино, кафе, детских и семейных центров, рынков, общественных туалетов, вокзалов Хундертвассеру платили столько, что он то и дело менял страны, покупал шикраные виллы. Нередко мастер отказывался от высоких гонораров, благодаря за то, что ему позволили воплотить в реальность свои фантазии. Фриденсрайх Хундертвассер провел сотни выставок, о нём были сняты телепередачи и фильмы. Ему, наконец, присвоили почётный титул Гражданина мира, – этому «гному со смешными домишками», над которым насмехались злопыхатели-неудачники.

Долгие годы художник боролся за права природы и человека, которые, по его мнению, должны мирно сосуществовать друг с другом, а также за то, чтобы архитектура перестала быть унылой и безликой. В молодости Хундертвассер выступил с манифестом «Право на третью кожу», отстаивая свою позицию зодчего, свободу мысли и дела в искусстве. Когда-то он маялся, находясь между реальностью, бытом и собственным миром, полным красок, солнца и доброты, будто раздваиваясь между двумя жизнями – возвышенной и земной. И только после ухода Мастера стало понятно: свою право на третью и вечную жизнь в искусстве великий австриец Фриденсрайх Хундертвассер заслужил с лихвой.

loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski