История нашего джаза
Ранее считалось, что история азербайджанского джаза берет свое начало в 30-х годах прошлого века. Но не так давно на свет божий выплыли фотографии диксиленда под управлением Михаила Рольника, выступавшего в Баку еще в 20-х годах ХХ столетия. Фотографии эти сохранились в архиве проживающего ныне в Израиле внука лидера ансамбля — Александра Рольника. Судя по всему, особого влияния на джазовую жизнь Баку этот оркестр не оказал, так как большинство музыкантов тогда же эмигрировали из СССР через сопредельный Иран. Так что реально история нашего джаза началась чуть позже.
Ровшан САНАНОГЛУ
В 30-х годах начал свое восхождение Тофик Кулиев — поработав в Москве в оркестре Александра Цфасмана, он приобрел столь необходимый опыт и уже в конце 30-х вместе с другим корифеем азербайджанской музыки, маэстро Ниязи, создал джазовый оркестр, который фактически заложил основы уже азербайджанского джаза, азербайджанской джазовой школы. В 1940 году в оркестре Тофика Кулиева начинает свое восхождение другая звезда азербайджанской джазовой школы — саксофонист Пярвиз Рустамбеков. В 1944-м, во время гастролей в Баку, его заметил Эдди Рознер и пригласил в свой оркестр. Всего два года в столице — и Пиро, как его называли в Баку, вынужден был вернуться обратно. Причиной тому явились его контакты с американцами: восхищенные игрой Пиро, они пригласили его в Штаты. И Пярвиз, опасаясь репрессий, вынужден был вернуться в Баку, где создал джазовый оркестр, который играл в кинотеатре «Азербайджан» перед сеансами. Судьба отпустила Пярвизу слишком мало: уже в 1949 году его уволили с работы с формулировкой «за преклонение перед Западом», в мае того же года он был арестован «как антисоветская и проамерикански настроенная личность», а уже в декабре 49-го его не было в живых...
В те годы джаз был невероятно популярен в Баку: в архиве некогда саксофониста, а впоследствии дипломата Алтая Мусаева (ныне проживает в Москве) сохранилась фотография джазового оркестра Азербайджанского государственного университета (ныне БГУ. — Ред)! Если честно, то я был поражен этим фактом — никак не ожидал, что в альма-матер в смутное послевоенное время мог функционировать джаз-бенд... Вообще говоря, джаз в Баку занимал особое место: бакинцы, как правило, приходили в кинотеатр задолго до начала сеанса — только для того, чтобы послушать любимых музыкантов. В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность соперничала с популярностью кинозвезд. Почему? Все очень просто — именно в джазе есть тот аромат свободы, который в те времена больше нигде невозможно было найти. Да и профессионализм бакинских джазменов был на очень высоком уровне: в сентябре прошлого года со своим квартетом в Баку выступал Анатолий Кролл, который рассказал, что именно гастрольная поездка в Баку в 1959 г. стала определяющей в его музыкальной карьере — именно здесь он попробовал вкус джаза.
Накопленная за два десятилетия энергия не могла не выплеснуться на гораздо более высоком уровне — и это произошло в 60-х годах прошлого (уже прошлого!) века. Я перечислю только несколько имен, и все станет ясно. Именно в 60-х годах начался творческий путь таких музыкантов, как Вагиф Мустафазаде, Рафик Бабаев и знаменитый вокальный квартет «Гая». Причем надо отметить, что легендарный Вагиф начинал свой путь в оркестре Тофика Ахмедова, который заменил ушедшего в композиторскую деятельность Тофика Кулиева. Попутно замечу, что именно песни Тофика Кулиева стали благодатным материалом для интерпретации джазовыми музыкантами: азербайджанские джазмены уже на протяжении нескольких поколений исполняют их. Это делали и Вагиф Мустафазаде, и Рафик Бабаев, и оркестр Гостелерадио Азербайджана, и наши современники — пианисты Салман Гамбаров и Эмиль Ибрагим.