Гет/גט
Сегодняшний мой обзор актуален пока только для жителей Израиля. Правда, фильм будет представлять нашу страну на Оскаре, и, если он войдет в шорт лист, есть вероятность того, что когда-нибудь он дойдет и до неивритоязычных жителей планеты. Итак,
Гет
/Gett/
Страна: Израиль, Франция
Жанр: драма
Год: 2014
Продолжительность: 115 мин
Режиссер: Ронит Элькабец/Ronit Elkabetz, Шломи Элькабец/Shlomi Elkabetz
В ролях: Ронит Элькабец/Ronit Elkabetz, Симон Абкарян/Simon Abkarian, Сассон Габаи/Sasson Gabai, Менаш Ной/Menashe Noy и др.
Израильтянам не надо объяснять значение этого слова, а для остальных поясню, что речь идет о процессе развода. Так уж получилось, что страна наша признает только религиозные браки (есть ряд оговорок и исключений) и расторгнуть их можно только в раввинате. А что такое раввинат, вам лучше никогда не знать (я, один раз столкнувшись с ним, до сих пор вспоминаю этот эпизод с болью) – религиозность помноженная на бюрократию (а зачастую и на явное хамство) дает просто невообразимо противные результаты. Возвращаясь к разводу – иудаизм, как и всякая религия, построен на главенстве мужчин, и для развода женщине необходимо получить согласие мужа. Если муж не согласен и нет никаких явных причин для развода (он ее не бьет, не изменяет, способен выполнять супружеские обязанности), то жене получить развод практически невозможно. Именно это и произошло с героиней нашего фильма, марокканской еврейкой, которая после четырёх детей и тридцати лет супружества решила уйти от опостылевшего мужа. Решить-то она решила, вот только муж был категорически против и фарс с разводом занял целых пять лет. Я не случайно подчеркнул происхождение героини – сефардская община более религиозна и для них все эти процессы гораздо более важны, чем для ашкеназов (или, тем более, для русской алии). Подробности процесса – при разводе. Т.е. при просмотре.
Стоит ли смотреть – вопрос отдельный. Мне было интересно – отлично сыгранная камерная драма. Насколько подобное будет интересно широкой публике вне Израиля, не знаю. С одной стороны, два года назад Оскар и всемирное признание получила иранская версия развода. Но в данном случае израильский вариант сосредоточился только на процессе, оставив в стороне все то, что происходит вне здания раввината. В любом случае – будем держать кулаки за наших.
Отдельно надо отметить прекрасную актёрскую игру. Фильм, как я уже сказал, камерный, театральный, состоит из одних диалогов, и актерам тут есть где развернуться. Прекрасно сыграла Ронит Алькабец (она же режиссер и автор сценария), Сассон Габай, как всегда, выше всех похвал, отличная работа Менаша Ноя. Да и все остальные на высоте. А Эли Горнштейн, сыгравший председателя суда, как две капли воды похож на Сола Беренштейна из Родины.
Итого, ориентальная драма с отличными актерскими работами. Поддержка феминисток всего мира фильму обеспечена.