руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
30 апр.
00:11
Журналы
Картины на стене в Малаге
© violine

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Канн Юрий Алексеевич - актёр

2.1.1925 - 2000

Юрий Алексеевич Канн родился 2 января 1925 года в Баку в актерской семье.

После окончания средней школы в г.Уржуме пошел работать в местный Драматический театр монтировщиком сцены.
В январе 1943 г. ушел добровольцем на фронт.
В 1945 г. вернулся в Уржумский театр, где в течение короткого времени перешел из вспомогательного в творческий состав труппы.

Затем в течение ряда лет возглавлял Уржумский и Шурминский районные дворцы культуры.
С 1959 по 1969гг. выступал на сцене Армавирского драматического театра им.А.В.Луначарского, а затем в течение 30 лет являлся одним из ведущих актеров театра Мариуполя.

За долгую творческую деятельность сыграл около 100 ролей. Интересно, что в первый и в последний раз он вышел на сцену в сказке «Золушка». Начал с роли Принца, а закончил Королем.

Воспоминания С. Канн (дочь, главный художник театра, лауреат премии им. В. Клеха):

Начать рассказ о папе, наверное, нужно с того, что его приход в театр не был случайностью. Моя бабушка, Софья Вячеславовна, происходившая из семьи военного доктора, служила актрисой в провинциальных театрах, отчим, которого Юрий Алексеевич считал отцом, тоже был актером. Однако специального образования папа не получил, наверное, не испытывал необходимости. Мне кажется, что ему хватало природного таланта и опыта, полученного в процессе работы. В молодости и вплоть до болезни он безвылазно пропадал в театре целыми днями. К сожалению, я не знаю его ранних ролей, потому что папа категорически был против присутствия детей на вечерних спектаклях для взрослых. Зато мы с братом пересмотрели все сказки с его участием. За свою актерскую жизнь он переиграл несметное количество самых разных королей и царей. В исполнении Юрия Алексеевича они были такие потешные. У него с молодости очень хорошо получались роли стариков. К ним он сам придумывал и накладывал грим. Вообще, имел всегда собственный взгляд на образы героев, их манеру говорить, двигаться, одеваться. Последнее много хлопот доставляло художникампостановщикам.

Дома был не очень разговорчив, практически ничего не рассказывал о своем фронтовом прошлом, но к Дню Победы относился как к празднику святому. Почти каждый год ездил на встречи с однополчанами в г. Глазов, где формировалась их воинская часть. В 1958г. он даже побывал в Чехословакии, на могиле своего отца. Там он встречался с местными пионерами, жил в семье чеха, с которым познакомился в поезде. В Союз привез кипу книг и фотографий.

Юрий Алексеевич увлекался многими вещами. Занимался то аквариумными рыбками, то декоративными птицами, собирал монеты и книги по нумизматике. Для одного из театрализованных мероприятий на стадионе Армавира, представляя казачьего атамана Ивана Кочубея, научился верховой езде. Кстати, когда в этой роли его увидели на театральной сцене бывшие подчиненные легендарного атамана, одобрительно сказали: "Ну, точно наш Ванька, только тот поплотнее сложением был".

Он самостоятельно овладел игрой на аккордеоне. Руки у папы были, как говорят, золотые. Весь театр бегал к нему чинить часы. На своем любимом музыкальном инструменте блестящей краской написал собственное имя, и когда меха растягивались, проявлялась надпись: "Юрко Канн". Любил петь, но дома делал это редко. Когда мы были маленькими, у нас каждый год устраивались новогодние елки для театральных детей. Папа в них активного участия изза занятости не принимал. Однако когда мне вдруг вздумалось нарядиться в костюм гусардевицы, за ночь вырезал деревянную сабельку и соорудил картонный кивер.

Папа был стопроцентным непоседой. Как только появлялись свободные деньки, тут же срывался с места, навещал друзей, разъехавшихся в разные концы страны, но ни в одном городе не мог задержаться больше, чем на три дня. И на работе был такой: беспокойный, неравнодушный ко всему театральному хозяйству, довольно часто "совершал набеги" на директорский кабинет, шумел, критиковал, пытаясь добиться разрешения волнующей его проблемы. Однако никогда ничего не просил лично для себя. Сколько себя помню, жили мы всегда скромно. Кочевали с места на место. В Армавире обитали в небольшой комнатке, обстановка, можно сказать, была спартанская. Театральный сундук служил диваном, тумбочку представляли сложенные определенным образом чемоданы.

В театре кроме своей непосредственной актерской деятельности Юрий Алексеевич вел большую общественную работу. Делал это с удовольствием. К любому поручению относился очень ответственно, аккуратно. Любил подшутить над коллегами, но никого не обижал. Был человеком добрым и честным.


Воспоминания коллег:

Светлана Немчук (актриса)

Юрий Канн был человеком чрезвычайно требовательным к себе и к другим. Ко всему относился очень эмоционально, задавал массу вопросов, тщательно готовился к каждому спектаклю, уделял большое внимание деталям. В быту был неприхотлив, никогда не обременял окружающих собственными нуждами. Не проходил мимо молодежи, давал дельные советы. С женщинами мог пококетничать, любил ввести дам в смущение. Прекрасно готовил, в чем мы не раз убеждались на гастролях. Несмотря на возраст, ни разу не отказался от роли. Я не помню, чтобы Юрий Алексеевич когданибудь брал бюллетень. Профессионализм у него был в крови. Когда его не стало, мы подумали, что он умер на сцене, умер королем.


Валентина Саврасова (актриса)


Я вспоминаю Юрия Алексеевича Канна всегда с улыбкой, такой светлый, искренний был человек. Актер с большой буквы. На сцене все в нем было гармонично, а какая речь, какая легкость, музыкальность, просто чудо! Мы очень его любили.

Александр Котов (директор художественный руководитель театра): Для меня самое главное в отношении к Юрию Алексеевичу Канну то, что он был человеком ко всему неравнодушным к своей работе, к театру. В чемто даже дотошным. Всегда пытался добраться до сути вопроса, докопаться до истины. Был категоричен в оценках. А вообщето, милым, добрым ворчуном. Он часто приходил ко мне со своими сомнениями, Встречи наши были достаточно продолжительными. Начинались они обычно с обсуждения конкретных эпизодов театральной жизни и заканчивались тем, что Дед (как я его называл) переходил на разговоры о наиболее волнующих событиях, происходящих в нашей стране и за ее пределами. Общаться с Юрием Канном было интересно, потому что у него была своя точка зрения на вещи и явления, имелась собственная жизненная позиция.

Его друг Архипов Л.



Говорить о Юрии Алексеевиче Канне можно очень долго.

Такие люди не забываются. Рядом с ним прошла моя жизнь. Помню, когда он только приехал в Мариуполь, всем представлялся при знакомстве Юрой. А тут наступил День Победы, Канн пришел в театр вся грудь в орденах .

После этого никто не позволял себе называть его постарому, только Юрием Алексеевичем.

Актер он был прекрасный, плохо работать просто не мог. Преданный друг.

Если чтонибудь обещал, обязательно делал, каких бы усилий ему это ни стоило.

Мы часто сиживали вместе, беседовали, хохмили. Юра был самым большим критиком , врединой в хорошем смысле этого слова. Неугомонный человек, даже будучи совсем больным, дома не оставался, продолжал выходить на сцену, считая, что для спектакля так будет лучше.


Воспоминания коллеги.

Светлана Отченашенко (актриса) :

Юрий Алексеевич был очень интересным, надежным, отзывчивым и чутким партнером на сцене, направленным на выполнение общей задачи, на помощь коллегам, от него нельзя было ждать какогото подвоха. В нем было заложено колоссальное чувство ответственности за все. Так и в жизни. Мы с ним многие годы были постоянными членами правления Донецкого межобластного отделения Союза театральных деятелей Украины, несколько раз в году ездили на заседания в Донецк. Всегда Юрий Алексеевич обо всем позаботится, заранее купит билеты, запасется бутербродами. Как сказали бы раньше, с ним можно было идти в разведку.


Яркий, выразительный актер, Юрий Канн точно умел найти характер персонажа и органично его воспроизвести. Ему была присуща мощная природная актерская индивидуальность.


Человеком он был конфликтным, открытого темперамента, не держал камня за пазухой, не думал о том, выгодно ли для него какоето высказывание. Однако хочется подчеркнуть, что ни одно из его замечаний не вредило делу, шло только на пользу.


С его уходом появилась огромная брешь в нашей внутренней жизни. Если сравнить театр с палитрой, то на нашей дощечке с красками появился пробел. Нам не хватает Юрия Канна как актера, его место на сцене так и осталось незанятым. Не хватает как человека, потому что каждый из нас последнее время погружен в свои проблемы, а Юрий Алексеевич как бы занимался проблемами общими, напоминал о них. В коллективе такие люди просто необходимы, как индикатор порядочности и совести по отношению к собственному делу. От него всегда веяло теплом.
 
Сайт: http://www.1archive-online.com/archive/rushkovsky/actors.htm


Журналы
Утренние сомнения
© Leshinski