руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
30 апр.
00:26
Журналы
Куплю остров
© Portu

Энциклопедия / "Неизвестные" бакинцы

Изменить категорию | Все статьи категории

Ибрагимбеков Рустам Мамед Ибрагимович - сценарист, режиссер, президент Конфедерации Союзов кинематографистов

5.2.1939

Р.Ибрагимбеков - Заслуженный деятель искусств России и Азербайджана, Народный писатель Азербайджана, лауреат Государственной премии СССР (1981), лауреат Государственных премий России (1993, 1998, 1999, 2000), лауреат Государственной премии Азербайджанской ССР (1980), лауреат премии Ленинского комсомола (1979). Он - председатель Конфедерации Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, секретарь Союза кинематографистов Российской Федерации, председатель Еврейского кинофестиваля в Москве, председатель Союза кинематографистов Азербайджана, член Европейской киноакадемии "Феликс", член Американской киноакадемии "Оскар".

Родился 5 февраля 1939 года в Баку.

Отец - Ибрагимбеков Мамед Ибрагим Ахмед оглы (1898-1973), профессор искусствоведения.
Мать - Мешадибекова Фатима Алекпер кызы (1915-1977).
Жена - Ибрагимбекова Шохрат Салман кызы (1941г.рожд.).
Сын - Ибрагимбеков Фуад Рустам оглы (1972г.рожд.).
Дочь- Фатима Рустамовна (1974г.рожд.).

В 1963 году он окончил Азербайджанский институт нефти и газа, а затем продолжил учебу по избранной им специальности в аспирантуре Института кибернетики Академии наук СССР в Москве. Однако неожиданно для всех он оставил научную стезю, в которой преуспел, и "совершил побег" в мир литературы и кино.

В 1967 году он окончил Высшие сценарные курсы, а в 1974 году Высшие режиссерские курсы во ВГИКе.

Известность пришла к Рустаму Ибрагимбекову после того, как он в соавторстве с Валентином Ежовым написал сценарий к фильму «Белое солнце пустыни», который сразу после выхода на экраны приобрел в СССР культовый статус.

Автором сценария этого общепризнанного шедевра, советского киношлягера "Белое солнце пустыни" Р.Ибрагимбеков стал тоже достаточно случайно. Он сам вспоминает об этом так: "Андрон Кончаловский собирался снимать "советский вестерн" и написал сценарий, который ему самому не понравился. Но фильм был уже запущен и потому решили быстро сколотить "ремонтную бригаду" и написать новый сценарий.
Пришел Валентин Ежов, автор "Баллады о солдате", лауреат Ленинской премии. Он любил писать в соавторстве. Ему решили найти человека, хорошо разбирающегося в восточном материале. Для меня, провинциального сценариста, приглашение работать с уже известным режиссером было очень престижно. Но я понимал: если в первом разговоре признаюсь, что никогда не бывал в Средней Азии (где должно было происходить действие) и вообще не участвовал в революции, меня в картину не возьмут, и потому прикинулся бывалым. Вот так двое уже широко известных художников стали "на равных" моими товарищами. Так стали мы писать "Белое солнце". Но потом Андрон очень мягко отказался от этого фильма - ему дали снимать "Дворянское гнездо" по Тургеневу. Появился Мотыль. Фильм открывали, закрывали из-за "несерьезного" отношения к теме революции.

А мы просто хотели показать сокровенно русского человека, солдата, которого революция мотает по незнакомому миру, а он остается нормальным человеком со здравым смыслом и смекалкой, надежным и добрым, с очень русским юмором, способностью принимать обстоятельства такими, какие они есть, примиряясь с ними, но не ломаясь, сохраняя свой национальный характер. Революция для нас была не темой, а обстоятельствами, в которых действует народный герой. Именно способность сохранить человечность в страшных обстоятельствах была для нас главным".

После "Белого солнца пустыни" Р.Ибрагимбеков был замечен в кинематографических кругах. По заведенному у советских космонавтов ритуалу просмотр этого фильма непосредственно перед запуском являлся важным условием для того, чтобы полет прошел успешно.

Свой первый фильм "Спокойный день в конце войны" Н.Михалков снял по сценарию Рустама Ибрагимбекова. Тогда и возникла основа их творческих отношений. Результатом их содружества стал целый ряд значительных работ: "Урга. Территория любви" (удостоен главного приза "Золотой лев" в Венеции, Государственной премии Российской Федерации), "Утомленные солнцем" (картина, получившая "Оскара", Гран-при жюри Каннского фестиваля, Государственную премию Российской Федерации) и, наконец, "Сибирский цирюльник" (также получивший Государственную премию).

Своим главным достижением Рустам Ибрагимбеков считает то, что он, азербайджанский писатель, сформировавшийся в большой России, не потерял ничего своего национального и приобрел возможность работать на достаточно высоком профессиональном уровне в российском и мировом кино.

Рустам Ибрагимбеков создал сценарии более 40 художественных и телевизионных фильмов, и практически все его литературные произведения были экранизированы.

Р.Ибрагимбеков написал 15 пьес, поставленных более чем в 100 театрах разных стран мира. Пьесы "Женщина за закрытой дверью", "Похороны в Калифорнии", "Дом на песке", "Похожий на льва" - с огромным успехом шли в Праге, Берлине, Софии, Будапеште, Нью-Йорке ("Circle Repetory Theatre", 1987), Баку и Москве. Он автор 10 книг и сборников "Ультиматум" (1983), "Проснувшись с улыбкой" (1985), "Дача" (1988), "Избранные повести" (1989), "Солнечное сплетение" (1996) и др., которые разошлись тиражом. превышающим 500 тысяч экземпляров.


В 1998 году получил Гран-при первого межгосударственного телефорума "Содружество" за фильм "Человек, который старался". В 1999 году награжден орденом "За заслуги перед Отчеством" III степени. В 2000 году удостоен одной из высших наград Франции - Командор ордена литературы и искусства.

В 1999 году Р.Ибрагимбеков был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, а в 2000 году он был удостоен одной из высших наград Франции — Командор ордена литературы и искусства.


Сценарист

1969 — В одном южном городе
1969 — Белое солнце пустыни (совместно с В.Ежовым)
1969 — Повесть о чекисте
1970 — Спокойный день в конце войны
1973 — И тогда я сказал нет
1975 — Сердце… сердце…
1976 — Сюита (новелла в фильме «В один прекрасный день»)
1977 — День рождения
1978 — Стратегия риска
1978 — Дачный домик для одной семьи
1979 — С любовью пополам
1979 — Допрос
1981 — Структура момента
1981 — Перед закрытой дверью
1982 — Деловая поездка
1982 — Тайна корабельных часов
1983 — Парк
1986 — Храни меня, мой талисман
1987 — Свободное падение
1987 — Пощёчина, которой не было
1987 — Другая жизнь
1987 — Филёр
1988 — Дикарь
1989 — Храм воздуха
1990 — Автостоп
1990 — Увидеть Париж и умереть
1991 — Семь дней после убийства
1991 — Урга. Территория любви (совместно с Н. Михалковым)
1993 — Разрушенные мосты (Азербайджан-США)
1994 — О, Стамбул
1994 — Утомлённые солнцем (совместно с Н. Михалковым)
1996 — Человек, который старался
1998 — Семья
1998 — Сибирский цирюльник (совместно с Н. Михалковым)
1999 — Восток-Запад (совместно с С. Бодровым)
2000 — Балалайка (совместно с Ышылом Ёзгентюрком)
2000 — Мистерии (совместно с М. Калатозашвили)
2001 — Телефон доверия
2005 — Али и Нино


Режиссёрские работы

1976 — Сюита (новелла в фильме «В один прекрасный день»)
1996 — Человек, который старался
1998 — Семья
2001 — Телефон доверия


Продюсер

1989 — Такси-блюз
1990 — Дюба-дюба
1993 — Разрушенные мосты (Азербайджан-США)
1998 — Семья
2004 — Кочевник



© xolkovs-rad

Source: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ибрагимбеков,_Рустам_Мамед_Ибрагим_оглы
loading загрузка

Журналы
Остров
© Leshinski