Все записи | Разное
суббота, октябрь 10, 2009
Большая история маленькой пуговицы
Часть 1, начало
О.БУЛАНОВА
Вокруг каждого из людей есть множество простых и привычных вещей, которые окружают его каждый день. Эти вещи настолько просты и привычны, что мы очень редко задумываемся, что они такое, когда появились на этом свете и как бы мы жили, если бы эти вещи вдруг пропали. Предмет, о котором пойдет сегодняшний рассказ, настолько маленький, что о нем таких вопросов вообще не возникает. Этот предмет - пуговица. Вы спросите - а что может быть интересного в таком банальном предмете? Ну, пуговица и пуговица. Настолько простая вещь, что в Словаре сравнений находим такое выражение: "Ясно как пуговица". Однако интересного - не перечесть! Более того, не знаешь, с чего и начать! С того, что в мире есть музеи, посвященные исключительно пуговицам, а в Украине - огромные специализированные магазины?
Фото: Бронзовые и медные пуговицы древних славян
С того, что пуговица - древнее бумаги? Со слов в журнале "Русский базар" за 2004 год: "Пуговица - живой атрибут истории, она оказалась старше наскальных рисунков, алфавитов и первых, написанных человеком, текстов и слов"? Или с того, что есть целая отрасль коллекционирования - филобутонистика и ценные экземпляры из коллекций продаются на аукционах за бешеные деньги? Или с того, что все мы - все без исключения! - являемся филобутонистами? Ведь у каждого из нас в доме есть шкатулочка, а чаще жестяная коробочка из-под печенья или леденцов, в которой хранятся старые пуговки! Одежды, с которой расчетливые мамы и бабушки срезали эти пуговки, уже давно нет, а пуговицы - вот они. Свидетели истории. Более того, носители этой истории в себе - ведь у каждой есть свой собственный, неповторимый рассказ о жизни.
Есть что-то мистическое в том, с какой бережливостью мы храним пуговки даже в том случае, если они самые простые и совершенно нам не нужны. Причем началось такое собирательство в потертые заветные коробочки не во времена советского тотального дефицита, а гораздо раньше - много-много веков назад: самые красивые и ценные пуговицы бережно хранили и передавали по наследству. Их нанизывали на нитку, нашивали на лоскуты, а самые дорогие бережно заворачивали в тряпочку и прятали в шкатулку. С пуговицами было связано огромное количество поверий и примет, суеверий и красивых обычаев. Например, в Европе в XIX веке существовал романтический обычай: девушка нанизывала самые красивые или редкие пуговицы на нити. Ей могли помогать друзья или родственники и дополнять ее "коллекцию" какими-то редкими экземплярами. Называлась такая нить "нитью любви" - сhаrm string. Когда число пуговиц на ней достигало магической цифры в одну тысячу, считалось, что теперь девушка непременно должна встретить своего прекрасного принца.
Некоторым современным коллекционерам-счастливчикам удавалось найти такие нити, и теперь они - гордость частных и музейных коллекций. (Вот бы спросить у этих молчаливых свидетелей эпохи: а как там с принцем? Нашелся?)
Самое интересное, что вера в мистические способности пуговицы продолжает жить и в ХХ веке: в 1931 г. лондонская газета Sunday Time публикует статью "Пуговица убитого царя". Статья повествует о том, что в Уфимской губернии чекистами арестован некий крестьянин, владевший "магической" пуговицей, которая будто бы принадлежала Николаю II. Этот крестьянин лечил волшебной пуговицей всех уфимских больных, и якобы успешно. Он утверждал, что пуговица наделена чудодейственной силой и достаточно приложить ее к больному месту, чтобы вылечиться. На допросе он рассказал, что за неделю до убийства царя в Екатеринбурге пуговица была подарена ему красноармейцем, который стоял в карауле у дома Ипатьева. А к красноармейцу пуговица якобы попала от самого царя. Красноармеец побоялся хранить ее у себя и отдал от греха подальше первому встречному. Так это или нет, но выздоровевшие от чудесной пуговицы башкиры в 1931 году подтвердили слова своего земляка.
Как бы там ни было, но вера в оберегающую силу пуговицы восходит к глубокой древности; об этом говорит такая, сохранившаяся и поныне примета: если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу. А если встретишь трубочиста (человека "волшебной", приносящей удачу профессии), то за пуговицу нужно взять уже его и загадать при этом желание. И оно обязательно исполнится. Даже просто найти пуговицу на улице всегда считалось хорошей приметой, особенно красивую и дорогую.
Это и не удивительно: пуговицы практически всегда являлись символами социума, и со временем власть имущие также начали делить их на классы и разряды. Появились пуговицы-плебеи и пуговицы-аристократы. Мастера-дизайнеры относились к изготовлению пуговиц с той же тщательностью и выдумкой, с какой создавали ювелирные украшения или изысканную посуду.
Эрих Мария Ремарк написал: "Вы можете стать архангелом, дураком или преступником, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица - каждый обратит на это внимание". И это неспроста. Пуговица - она такая.
Прежде чем приступить к изучению истории предмета, давайте посмотрим, откуда в русском языке взялось это название. А для начала разберемся, как называется пуговица в других языках. В японском "пуговица" - нэцкэ. Да-да, нэцкэ, изящная японская миниатюрная скульптурка - именно пуговица. В английском пуговица - это button. На французском - bouton, на итальянском - bottone, на испанском - baton, на португальском - botao. Во всех этих языках слово "пуговица" означает "нераспустившийся цветок, шишечка, почка". Действительно, если посмотреть на старинные пуговицы, то сразу же бросается в глаза, что очень часто они выглядели именно как бутон, шишечка, нераскрывшийся цветочек, плод.
Есть другая версия происхождения слова "бутон-пуговица" в романских языках: от глагольной формы латинского слова bottone bottare - "пронзать, протыкать, протискивать" и старо-французского глагола buter, bouter,что означало "упираться, бодаться".
Можно сделать вывод, что если по первой версии пуговица получила название по сходству формы, то по второй ясно, что название возникло по прямому, утилитарному назначению самого предмета, связывания названия "пуговица" с ее чисто функциональной составляющей: "вдевается в петлю", "сводит вместе края одежды", "попадает в цель".
Чтобы не возвращаться потом к "бутону", рассмотрим и еще одно значение этого слова, так называемое "периферийное": в аргентинском варианте испанского языка словом baton называют серебряную монету, висящую на поясе пастуха (гаучо) в качестве украшения. Это говорит об еще одной функции пуговицы - декоративной.
В германской линии языков значение слова, которым обозначается предмет "пуговица", совершенно иное: в старонемецком (Knopf), в исландском (Кnаppr), в нидерландском (Кnоор), в датском (Кпор), в ирландском (cnaipe) это "шишка, выпуклость, вершина". В древнесаксонском (hanaf) и в староанглийском (haenep) - это "заколка". Эти значения можно в равной степени считать проявлением и основной, т.е. утилитарной, и декоративной функции пуговицы. Кстати, в азербайджанском (duyme) и турецком (dugme) понятие "пуговица" тоже имеет значения как "бутон", так и "кнопка" в смысле "выключатель".
Румынское buton соединяет в себе значение "контакт" (как в английском butt) и значение "кнопка, заколка", и при этом не имеет значения "пуговица", для этого понятия существует другое слово - nasture, этимология которого не известна. И таких языков, где слово "пуговица" несет на себе несколько значений, немало. Кстати, других предметов туалета с таким богатым смысловым значением практически больше нет.
Теперь посмотрим, а что же с пуговицей в славянских языках? В русском - понятно, пуговица, в чешском - заимствование из немецкого, в сербском - из турецкого, в болгарском - все тот же "бутон", в украинском - гудзик (узелок), что тоже не дает нам общей картины, поэтому посмотрим латышский. Там "пуговица" - puoga или poga. В словенском тоже похожее слово - poglica. "Этимологический словарь" М.Фасмера возводит эти слова к древнеиндийскому слову punjas в значении "куча, ком, масса". Немного непонятно: маленькая пуговка - и масса с кучами. Но этимологи - они такие, найдут похожее по звучанию слово и танцуют от него, как от печки. Однако смотрим дальше: многие словари русского языка XIX века возводят слова пугвица (погвица, пoгва), пуговина в значении "круглое или шарообразное украшение; капли, брызги" к церковно-славянскому понятию пугва (погва) в значении "выпуклость, горбок, холмик". Т.е. слово "пуговица" возникло из потребности назвать как-то утолщение, бугорок по принципу польского диалектного слова pagwica, что значит "утолщение на шее у козы, зоб".
Другие лингвисты считают, что у слова "пуговица" настолько явно выраженное родство со словами "пугать", "пугач", "пугало" и т.п., что нечего искать другое объяснение. При чем тут пугало, спросит въедливый читатель. А очень даже при чем!
Вспомните, о чем мы начинали наш разговор: о мистической и магической роли пуговиц в нашей жизни. Чтобы черная кошка не сделала тебе зла, нужно, чтобы она... что? Испугалась и убежала, правильно. А для этого необходимо было взяться за собственную пуговицу. Эта пуговица направила бы свою устрашающую энергию на кошку, и вот вам результат: пусть свободен, идите и не бойтесь. А в случае с трубочистом наоборот: его пуговица должна испугать неприятности вокруг вас, и вы смело загадываете желание, держась на его пуговицу.
Так что же с пугалом? Дело в том, что славянский костюм (а также нашивки и узоры на нем) всегда нес на себе защитную, охранительную и оберегающую функции. Об этом можно прочитать и в ранее опубликованных историях перчаток, меховых изделий и постельного белья. У славянских племен было принято навешивать на одежду различные пуговицы, гирьки, бубенчики и подвески, которые звенели при ходьбе. Такие подвески относились к так называемым "шумящим" оберегам. Звон получался из-за того, что в пра- пуговицу помещали кусок металла или круглый камешек. При движении такая конструкция звенела как бубенец и отгоняла нечистую силу.
Самому же слову "пуговица" предшествовало слово "пугалка", которое, как указывает Словарь живого великорусского языка В.И.Даля, долго сохранялось в некоторых русских диалектах: пугалкой назывался колокольчик, помещавшийся на воротнике или на специальной цепочке, носимой на шее. (С приходом на Русь христианства роль такого оберега взял на себя нательный крестик, но это уже другая история).
Первоначально пуговицами скреплялась одежда только у воротника. Предки славян считали ворот одежды самой важной деталью в магическом плане: самыми уязвимыми и беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. Злых духов нельзя было подпускать к телу человека. Поэтому пуговицы не только звенели, но и украшались заговоренными узорами, призванными отпугивать от человека злых духов. Так что первоначальное назначение пуговицы не только практическое, но и магическое.
Резюмирую наш лингвистический экскурс, можно утверждать, что в Европе основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, у славян же на первое место ставилась функция оберега. Славяне всегда очень трепетно относились к своей душе и считали необходимым постоянно о ней заботиться.
А что же со словом "бутон" в русском языке? Оно очень молодое, ни в словаре В.И.Даля, ни в словаре М.Фасмера, ни в словаре языка А.С.Пушкина его нет. Это слово - прямое заимствование из французского, означает "нераспустившийся цветок" и к пуговицам отношение не имеет. К пуговицам оно имеет отношение лишь в названии раздела коллекционирования: филобутонистике. Вообще то, что чисто славянское слово "пуговица" устояло в борьбе с французским и немецким языками - остается только удивляться. С реформами Петра I русский язык "обогатился" огромным количеством заимствований, той же "кнопкой", производной от немецкого Knopf. Кнопка имеет к пуговице опосредованное отношение, хотя и является тоже застежкой. Кстати, кнопом сейчас называется особый вид канатного узла у яхтсменов. (Сразу хочется провести параллель с украинским узелком - гудзиком).
Вот так, совершенно незаметно, мы с вами выяснили три основных функции пуговицы: утилитарную, практическую, т.е. застежку; декоративную - украшение; магическую - оберег, талисман, пугало. И все это, обратите внимание, исключительно лингвистическо-этимологическим путем. Не поговорили мы с вами, правда, о четвертой функции - информативной, опознавательной, но у нас еще все впереди.
А теперь дайте углубимся в историю возникновения пуговицы. Видимо, как и обуви или одежды вообще, у пуговицы нет какой-то даты рождения. Более того, у нее нет даже приблизительно века, когда она родилась. Можно говорить только о веке, в котором было найдено первое о ней упоминание. Место рождения тоже покрыто мраком: одни утверждают, что это, как всегда, Древняя Греция - (если не знаешь, где и когда что-то появилось, можно смело утверждать, что в Древней Греции - не ошибешься), другие - что в Малой Азии, третьи (теперь это стало модным) - в Китае. А истина, как обычно, где-то посередине - везде. Человек, примеривший на себя шкуру мамонта, тут же понял, что если не скрепить ее чем-нибудь - свалится. И скреплял: шипами растений, ветками деревьев, тонкими косточками тех же мамонтов. Старательные кельты каждый раз зашивали части одежды. (И не лениво же было!) А вот в приснопамятной Древней Греции одежду кроили так, чтобы она не требовала застежек: ее или завязывали завязками (чего уж проще!), или один конец одежды продевался в дырку на другом конце и завязывался узлом, или два конца опять же связывались. Но как ни крути, было это не совсем удобно, и вот кто-то додумался - почему бы не скрепить концы иглой. Скрепил. Опять неудобно - концы иглы колются, да и не держится игла в ткани, выскальзывает. А если придумать что-то, чтобы скрыть концы и заставить иглу прочно держаться? Придумали, получились аграфы, фибулы, пряжки, иными словами - заколки или броши. Первые упоминания о таких заколках в Афинах относятся к 570 году до н.э. Иглы тогда были не как сейчас - маленькие да тоненькие, а совсем даже наоборот и при случае могли использоваться и как оружие.
История донесла до нас одну афинскую легенду, как жительницы Афин убили гонца, принесшего дурную весть о смерти их мужей на поле брани. Вдовы закололи гонца иглами своих застежек. За что? За трусость: бросил товарищей и побежал в город с новостью.
Однако аграфы и фибулы были хоть и застежками, но не стали прямыми предками пуговиц; в истории развития пуговиц это была "тупиковая ветвь": заколки превратились в броши. В зависимости от материального положения владельце заколки делались из дорогих металлов, украшались драгоценными камнями, резными камеями и прочими красивыми декоративными элементами. Так заколка превратилась в ювелирное украшение.
Самые первые предметы, похожие на современные пуговицы - диски с двумя и более дырочками или диски на ножке - были обнаружены в Индии в Мохенджо-Даро (долина реки Инд). Ученые датировали их 2800-2600 годом до н.э. То есть первым официально найденным пуговицам около пяти тысяч лет. Почтенный возраст, однако! Пуговицы эти относятся к эпохе Кот Диджи Индской цивилизации. Индские пуговицы были сделаны из ракушек и имели правильные геометрические формы. Сквозь отверстия их можно было привязывать тонкими веревочками к одежде. Однако ученый Ян МакНил считает, что они, скорее всего, использовались не как пуговицы, а как декоративное украшение. Это его частное мнение, которое не исключает и совмещение функций: декоративной и утилитарной.
Похожие предметы были найдены в Китае и датированы 2000-1500 годами до н.э., а также на территории Древней Греции и Древнего Рима. Греческие и римские пуговицы были датированы 4 веком до н. э. Ими скрепляли свои хитоны сначала греческие воины, а затем и римские: солдаты быстро оценили их удобство и надежность по сравнению с завязками и заколками.
Есть, кстати, одна версия, что пуговицы на самом деле сначала появились на мужском костюме, и только потом на женском. Причем на мужском они практически сразу же начали нести ту самую четвертую функцию: информативно-опознавательную. Нужно было придумать какие-то знаки отличия, и пуговицы на мужской военной форме стали одним из таких знаков отличия. У бронзовых пуговиц греческих воинов, которым более двух тысяч лет, дизайн нисколько не уступает металлическим армейским пуговицам ХХ века; эти пуговицы прочные и оснащенные классическими U-образными ушками, облегчавшими жизнь не одному поколению солдат, офицеров и их жен. Кожаные ремни на "униформе" античного воина застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на таких ножках.
Однако в массовом порядке пуговица приобрела опознавательную функцию все-таки позже, а пока пуговицы в Древнем мире потихонечку превращались в произведения искусства: в зависимости от уровня богатства и власти пуговицы могли быть и резными камеями из мрамора или агата, и даже инкрустированы бриллиантами. Такие пуговицы- украшения ценились уже не на вес золота, а гораздо выше и передавались по наследству. Некоторые античные экземпляры до сих пор хранятся в родовитых азиатских и европейских семьях. Более простые до сих пор находят при раскопках. Они подчас очень красивые, позолоченные, а то и из чистого золота. Кстати, пуговицы - самый распространенный предмет в раскопах. Специалисты по ним могут датировать культурный слой с точностью до десятилетия. Почему? Потому что, во-первых, пуговица переживает, как правило, любую эпоху - что войну, что мор, что стихийное бедствие - в целости и невредимости в отличие, скажем, от одежды или посуды, а тем более от ювелирных изделий или чеканных денег.
Зная эстетические или социальные предпочтения различных эпох в орнаменталистике, можно только по узорам датировать этот маленький предмет. Если же рассматривать пуговицы с мундиров или форменной одежды (эту тему позже мы обязательно будем разбирать подробно), то такие пуговицы, условно говоря, можно сравнить с печатью эпохи, на которой еще и дата заботливо проставлена. Датировка по пуговицам всегда помогала историкам и искусствоведам не только в исследовании костюма, но и в изучении судеб многих известных людей, чьи изображения (портреты или фотографии) сохранились до наших дней.
Зная место службы военного человека или государственно го чиновника, а так же время, когда он там служил, можно по архивным документам установить его имя, а затем и многие периоды его жизни. Интересно, что самое "урожайное" место на исторические пуговицы - это горы Кавказа: тут они попадаются археологам до сих пор.
А как же Древний Египет? Неужели там не было пуговиц? Были, и тоже очень давно. Более того, некоторые исследователи именно Египет считают родиной пуговиц. Аргументируют это тем, что небольшие диски с дырочками, напоминающие пуговицы, древние египтяне носили на груди в качестве знаков отличия и наград. Но если это так, то родиной пуговицы как застежки Египет назвать нельзя: там они, получается, выполняли все ту же четвертую функцию. А вот первые утилитарные пуговицы нашли на юго- востоке Турции, в местечке Гобекли-Тепе. Каменные пуговицы с дырочками датируются 1500 годом до н.э.
В знаменитом некрополе Шестовицы (варяжское поселение на территории древней Руси, 16 км юго-восточнее Чернигова) тоже были найдены древние пуговицы. Они, как и многие вещи из этого некрополя, были декорированы в стиле "маммен". (Стиль "маммен" получил свое название от поселения Маммен в Средней Ютландии и является одним из подвидов стиля "большого зверя", характерного для викингов). Эти пуговицы датируются 60-ми годами Х века н.э. Этим же столетием датируются и погребения с грибовидными пуговицами в Венгрии. Аналогичные бронзовые пуговицы найдены и в Бирке, крупном старинном городе на территории современной Швеции. Биркинские пуговицы датируются 880-970 годами.
Что касается богатейших находок пуговиц на территории Древней и средневековой Руси, то об этом будет отдельный большой рассказ, потому что значение подобных находок все специалисты-историки оценивают как одно из самых важных в истории пуговицы в частности и материальной культуры многих народов вообще. Здесь упомянем лишь грибовидные бронзовые пуговицы, найденные в Киеве и датируемые все тем же Х веком. Там же были обнаружены и несколько средневековых литейных формочек для отливки пуговиц такой формы. Однако пуговицы грибовидной формы с рифлением не получили в дальнейшем широкого распространения. В то же время, непростая форма этих пуговиц напоминает форму печатей-подвесок из византийских городов, что говорит о тесных экономических и культурных связях между Византией и Русью. Эту гипотезу подтвердили несколько похожих бронзовых пуговиц, обнаруженных при раскопках в Стамбуле и при раскопках византийского Коринфа. Эти находки говорят о том, что тип одежды с застежками типа пуговиц к тому времени получил уже широчайшее распространение и пуговицы стали обычной деталью. С самого начала пуговицы делали буквально из всех подручных материалов: из простых и драгоценных камней, из металла, из кожи, меха, ткани и веревочных узелков, из кости, бивней, рога и даже копыт, из дерева и бамбука, из бумаги и папье-маше, из стекла, перламутра, керамики: О том, как цивилизация и возникновение новых материалов и технологий обогатили пуговицу, можно написать диссертацию, однако основные материалы, из которых делают пуговицы, с течением веков практически не изменились.
Изучая пуговицы, начинаешь понимать, сколько выдумки, фантазии, мастерства было вложено в эту маленькую деталь одежды, без которой самый строгий костюм - не костюм, и самое изящное платье - не платье. Недаром пуговицы кто-то метко назвал глазами платья. Они способны организовать весь костюм, подчинить единому стилю, свести воедино все задумки модельера. И наоборот - неудачно подобранные пуговицы могут свести на нет все идеи кутюрье. Многие художественные направления декоративно-прикладного искусства не пренебрегли пуговицами, оставив нам прекрасные свидетельства творческого вдохновения их создателей. Пуговицы используются в современном костюме часто не как аксессуар, а как самостоятельная составляющая, и пуговицы великолепно справляются с этой ролью. И это при условии, что есть крючки и кнопки, заколки и пряжки, что ХХ век подарил человечеству и молнию, и ленту-липучку. Однако ни один из типов застежки не может сравниться с пуговицей по красоте и разнообразию.
загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.