here
and now
clubs and
communities
руccкий
english
forgot password
registration
Registration
why
register?
User
Password
Sign on
 
Baku Pages Home
Baku:
23 Sep
15:20
News and Articles
All articles | Information
Recommend it Press here if you like it
2
Wednesday, October 17, 2012

Дом на ул. Почтовой (Островского) 60

aвтор: © FUADLC
view

Увлеченный творческий поиск Шамиля Фатуллаева-Фигарова давно уже подарил человечеству фундаментальные исследования по истории  архитектуры капиталистического Баку и многих других объектов, по осмыслению тенденций  развития  зодчества Азербайджана в увязке с мировыми достижениями и их научным толкованием. В кропотливо  собранных и изученных им материалах, опубликованных в добротно изданных научных книгах и альбомах, в публицистической манере описаны практически все  изысканные творения архитекторов недавнего прошлого,  справедливо названные  памятниками зодчества конца XIX – начала XX веков. И вполне естественно, что накопленные знания, интерес исследователя по завершении этих трудов устремились в более глубокие  пласты  науки, чтобы изучить  возможности  и тенденции развития зодчества в предшествовавшие годы и века.

Скрупулезно собирая  материалы о том, что и как вело  архитектуру к поистине небывалому расцвету, Шамиль муаллим  подготовил объемные, богато иллюстрированные монографии об архитектуре эпохи Каджаров, а также воссозданные путем нелегких поисков биографии зодчих, оставивших след в истории градостроительства и благоустройства столицы нашей родины. Они давно уже могли бы  расширить границы представлений  специалистов и общественности  о конкретных  объектах  и личностях, о явлениях, веками сопровождавших эти процессы, если бы были напечатаны, но, увы,  на их издание Институт архитектуры и искусства НАНА, как говорят, не имеет денег, а искать спонсоров автор не приучен.

Бесперспективное ожидание, конечно же, очень огорчает ученого, но, привыкший находить отдохновение в работе, Шамиль Фатуллаев и сегодня,  не зная праздности, с молодым задором занимается делом всей своей жизни –  у таких, как он, всегда есть  должок перед собой, задумка, осуществить которую все было недосуг. И потому меня нисколько не удивило приглашение Шамиля муаллима в Институт архитектуры и искусства НАНА, где он работает, намекнувшего по телефону на то, что у него есть новый и, кажется, интересный материал…

 
Всегда полный идей, постоянно занятый  изложением давно собранного и осмысленного материала, на сей раз Шамиль муаллим встретил меня  с особым спокойствием, за которым  не показная вера в то, что ничего особенного он не сделал. Он просто работает в обычном режиме и вот почти закончил статью об объекте, до которого все эти годы не доходили руки, а теперь готов рассказать о нем с теми подробностями, которые характеризуют стиль  его работы как ученого и исследователя.

- И что же привлекло ваше внимание на сей раз – неужели в Баку остался достойный вашего исследования дом, который не вошел в ваш фундаментальный том «Градостроительство и архитектура Азербайджана XIX – начала XX века»? – спросила я.

- Представьте себе, остался, и очень достойный!  Меня  давно влекло  к такому объекту,  как дом Рзабека Алибекова  по адресу Почтовая, 60 (ныне улица Сулеймана Тагиева, недавно носившая имя Островского).

- А почему  в свое время  он остался вне поля вашего зрения?

- Сказать по правде, я никогда не забывал о нем и даже попытался поближе познакомиться с его историей. Но попытка  оказалась неудачной, а, отложив  эту работу до удобного момента, выбраться смог только теперь.

- Если не секрет, что помешало?

- Не секрет.  Я шел с благоговением,  предвкушая, что буду фотографировать, обмерять, описывать здание, которому под стать эпитет «шедевр зодчества», а встретил такое убожество и запустение! Представители советской власти оставили владельцам особняка лишь небольшую часть помещений, остальное превратив в коммуналку для жильцов, не только не знавших ценности  этого строения и не поддерживающих его сохранность, но и не умевших ладить с новыми и случайными соседями. Когда я впервые попытался посмотреть эти апартаменты, увидел расшатанные перила в парадном подъезде, толстый слой пыли на великолепных панно, украшающих стены этого помещения, а главное – услышал крики увлеченно скандаливших между собой новых обитателей, то ретировался с мыслью отложить эту работу до лучших времен.

- Расстроились?

- Не то слово! Шел получить удовольствие от встречи   с творением очень именитого архитектора Николая Дмитриевича Прокофьева, со зданием, которое заказал и со вкусом  обустраивал наш соотечественник Рзабек Алибеков, а тут…  Запущенность,  убогость и такое оскорбительное отношение… Им и в голову не приходило, что построенный в 1903  году дом  нуждается  в заботе, что время от времени его надо ремонтировать, не говоря уже о регулярных уборках. 

- Но сейчас  все утряслось и  с хозяевами особняка, и с его ремонтом…

- Слава Богу! Буквально на днях  исполнил мечту. И не просто пошел к уникальному особняку, но  и вернулся в то состояние, которое испытывал в молодые годы, обмеряя и фотографируя не исследовавшийся прежде объект,  собирая архивные данные об истории  той или иной достойной изучения  стройки.

 - И это за три месяца до своего 84-летия!

- В работе я возраст не замечаю.

- Расскажите о содержании  научной статьи, которую пишите сейчас.

- Пожалуйста. Я подчеркиваю, что рождение такого и ему подобных зданий могло происходить  на рубеже XIX-XX веков, когда  Баку стремительно  развивался благодаря экономическим и техническим условиям. Когда население старалось осваивать центральные застроенные городские кварталы, придать им благоустроенное состояние. Частные владения стали предметом освоения архитектурно-планировочного и объемно-пространственного решения с эстетических позиций. В застройке городской среды сложилась очень интересная архитектурно-градостроительная ситуация, когда, наряду с местными и обосновавшимися в Баку зодчими, в объявлявшихся конкурсах активно участвовали петербургские архитекторы.

Благоприятные условия строительства в основном жилых зданий, доходных домов и особняков способствовали внедрению очень емких в художественном отношении жилых домов в структуру узких улиц городских кварталов. Особенно сказалось на этом то, что  бакинские студенты, направлявшиеся на учебу в московский и петербургский университеты, вовлекавшиеся в европейскую общественную культурную среду,  несли  свои знания на родину. Так, учившийся на юридическом факультете Петербургского университета молодой состоятельный студент Рзабек Алибеков, волею судьбы оказавшийся знакомым с петербургским архитектором Николаем Дмитриевичем Прокофьевым. Именно ему он заказал проект особняка, который  почти сто лет спустя восхищает всякого, кому посчастливится в него попасть.

- Вас не  интересуют впечатления обывателей?

- После того, что эти самые обыватели сделали со многими уникальными и бесценными строениями, о них просто хочется забыть.

- И на все смотрите с точки зрения ученого…

- Личные впечатления должны быть подтверждены документами, большая часть которых теперь уже хранится в архивах. 

- И по данному объекту есть материалы?

- Мне известно, что в журнале «Зодчий» были опубликованы некоторые сообщения о проектных работах для Рзабека  Алибекова. Об академике архитектуры Н.Д. Прокофьеве известно, что он  родился в 1866 году в городе Николаеве, окончил Петербургскую академию художеств в 1897 году и, являясь отличным художником, часто выставлялся. В перечне проектов Н.Д. Прокофьева  названа «постройка по улице Почтовой, 60 в Баку среди плотных жилых кварталов, с угловым решением и с внутренним двориком, по планировке отвечающая бакинским традициям начала ХХ века», - сообщается в документе.

- Что еще вам удалось выявить?

- Здание Алибекова построено в период участия в застройке города  Баку архитекторов И. Плошко, Зивэр-бека Ахмедбекова, Адольфа Эйхлера  и других. В тот период Баку сформировался как архитектурно-планировочное и объемно-пространственное образование, где доминировали разные стилевые приемы и формы, наряду с местными и европейскими направлениями, вплоть до Бакинского модерна, занявшего свое самостоятельное место.

Проект особняка на далеком Кавказе, особенно в бурно развивавшемся Баку, в архитектурной жизни Н.Д.Прокофьева был случайным эпизодом, чего не скажешь о Рзабеке Алибекове. Азербайджанец, образованный гражданин Российской империи, он получил  в Казани диплом  врача, после чего в Петербурге с большим успехом окончил юридический факультет с золотой медалью, которую ему вручал лично император Николай II.

- Теперь мы смело можем, как бы заново с вашей помощью открывая для себя особняк Рзабека Алибекова, утверждать, что он представляет особую архитектурно-художественную и композиционную ценность?

- С точки зрения архитекторов, жилой дом Алибековых с угловым решением, раскрытый на широкий переулок, отличается объемной пластикой благодаря четким вертикальным граням эркера и угловых позиций фасадов. Главный фасад исполнен «классическим» приемом. Четкие вертикальные членения сразу вносят определенный порядок в архитектурную композицию, а симметричный южный фасад выражен слегка подчеркнутыми ризалитами, определяющими заметную объемность в решении  постройки. Трехэтажное здание развивается в спокойном ритме объемных масс с участием крупных оконных проемов в сочетании с  масштабными пропорциями и пространственным положением. Наблюдается  новое отношение построения фасада. Те архитектурные формы и приемы, которые окружают соседние жилые дома, мы практически не замечаем.

- Возможно, Н.Д. Прокофьев проектировал по своему усмотрению дом Алибекова в Петербурге, получив от заказчика лишь схему участка, и опирался на европейскую классику?

- Вполне вероятно. В особняке Алибекова использованы новые приемы и мотивы. По объемной трактовке эркера и остекленного длинного балкона чувствуется, как  в городскую жилую среду вписана положительная структура, не лишенная гламурности архитектурных форм, участвующих в образовании композиции и следующих  своим закономерностям.

Бакинский теплых оттенков камень-известняк включается одновременно в систему фасада как элемент конструктивного порядка и входит как декоративный предмет со своими пластическими решениями.

Основные объемные элементы жилого здания в активной форме определяют портал парадного входа и балкон-шушэбэнд на втором этаже. Портал входа состоит из двухколонной композиции коринфского ордера с соответствующими элементами пластического характера. Непосредственно вход подчеркнут полуциркульной аркой, двухстворчатыми дверными полотнами.

На фасаде  портал убедительно входит и активно участвует в формообразовании объемной системы каменной пластики. Портал - не новый для бакинских зданий элемент – даже при том, что находится на узкой улице, он фактически преображают ее объемные структуры, придающие ей собственный колорит.

Длинный балкон-шушэбэнд на втором этаже между ризалитами относится к другой категории объемной пластики жилого дома, выступает своими эстетическими элементами благодаря художественно выполненной металлической решетке. Сохранению эстетической значимости здания в не меньшей степени способствуют архитектурные детали, называемые элементами второго порядка.

- Фотографии, на которых буквально на днях  вы запечатлели наиболее потрясающие интерьеры и их детали, восхищают…

- Конечно! Особенно насыщено художественно выполненными интерьерами внутреннее пространство жилого дома вплоть до обширного вестибюля двухэтажной лестничной клетки за пределами парадных помещений, украшенного декоративными панно с  пейзажами  и жанровыми сценками, выполненными работавшими здесь архитекторами-дизайнерами и художниками-живописцами.

С бельэтажа широкая угловая остекленная галерея ведет ко всем парадным помещениям,  знакомство с которыми доставляет особое эстетическое удовольствие. Здесь потрясают вкусом и разнообразием изразцовые печи-камины, вычурные карнизы,  богато орнаментированные плафоны и многое другое.

Но поскольку в них живут не так давно сделавшие капитальный ремонт здания  новые владельцы апартаментов особняка, в свое время построенного в тихом уголке нефтяного Баку  богатым молодым хозяином-врачом и юристом  с петербургским образованием, то побывать там всем желающим, конечно,  не просто.

- Но в эти дни они гостеприимно встретили вас и помогли выполнить работу, на которую вы давно нацеливались.
- Да уж! Я выполнил то, что задумывал. Вот и статью заканчиваю.

- А увидеть это великолепие нам всем позволяют фотографии, которые 23 сентября 2012 года сделали вы сами - неравнодушный человек, словно гид, подробно и увлеченно рассказывающий о красоте и величии  всеми любимой столицы нашей родины – Баку. Большое вам спасибо.

 

Галина МИКЕЛАДЗЕ

Расскажите об этом другим:
LEGAL DISCLAIMER: BakuPages.com is not responsible for content of this page. BakuPages.com can make no representation concerning the content of these sites, nor does their listing serve as an endorsement by BakuPages.com.
Other products and companies referred to herein are trademarks or registered trademarks of their respective companies or mark holders