here
and now
clubs and
communities
руccкий
english
forgot password
registration
Registration
why
register?
User
Password
Sign on
 
Baku Pages Home
Baku:
02 Oct
07:21
News and Articles
All articles | Articles
Recommend it Press here if you like it
2
Sunday, September 30, 2012

О символике совы

aвтор: © Elegy
Пернатая ночная хищница охватывает удивительно широкий спектр важнейших символических значений, начиная с самых позитивных и заканчивая наиболее мрачными. С античных времен сова является символом познания, проницательности, мудрости и просвещения, а в Китае еще и знаком богатства, но ее же древние избрали и в качестве зловещей эмблемы ночи и смерти. Эта необыкновенная птица ассоциируется и с различными категориями людей: с учеными, чьи большие круглые очки с толстыми линзами напоминают глаза мудрой совы; с людьми, ведущими ночной образ жизни; а сыч, ближайший родственник совы, олицетворяет угрюмого, нелюдимого затворника, предпочитающего тишину и уединение суетному и шумному обществу.

В древнегреческой мифологии сова являлась атрибутом богини мудрости Афины, носившей эпитет «совоокая». Изображения богини и ее крылатой спутницы чеканились на серебряных греческих монетах, именовавшихся в просторечии «совами»: профиль Афины — на аверсе, сова анфас — на реверсе. Символом мудрости и познания сова стала в силу того, что ее природное поведение напоминало эллинам образ жизни стремящихся к уединению философов, а способность совы видеть в темноте сделала ее символом проницательности.

У наших предков сова ассоциировалась с тайными знаниями и богатством. В мифах славян мудрая птица иногда выступает в роли хранительницы легендарной разрыв-травы, дающей возможность герою отыскать спрятанные под землей сокровища и овладеть зачарованными кладами.

Обратимся теперь к темной стороне символики нашей героини, поскольку большинство народов древности, не разделявших мнения греков и славян, считали сову дьявольским отродьем и вестницей смерти. В Древнем Риме крик совы предвещал беду. Индийцы называли ее «чертовой птицей», кельты — «трупной птицей», а христиане Европы принимали ее за ведьму, летящую во мраке ночи на шабаш. В мифах майя сова предстает в качестве атрибута ужасного Миктланте-кухтли, скелетообразного повелителя Страны Мертвых; на сове летает жуткая индуистская богиня Камунда; в нее же перевоплощается иудейская ночная демоница Лилит.
В религии многих народов Азии, Африки и Америки сову связывали с погребальным культом, а ее изображения помещали на погребальных урнах. В чем же причина столь мрачной репутации совы?
Недобрая слава пернатой хищницы связана прежде всего с ее ночным и уединенным образом жизни, а первобытный страх подсказывал человеку, что во тьме может затаиться только коварный и беспощадный враг или злой дух. К этому следует прибавить совершенно бесшумный полет, обусловленный особенностями строения крыльев совы, ее большие горящие глаза и жуткие крики, похожие на душераздирающие стоны умирающего, скорбно звучащие под траурным покровом ночного мрака. Внезапное появление такого страшного существа в полночный час и в глухом месте должно было производить на суеверного человека самое угнетающее впечатление, поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что древние воспринимали сову как зловещую посланницу загробного мира и вестницу смерти.

В христианстве сова считалась спутницей ведьм, символом чародейства и темных сил, олицетворением трех смертных грехов: чревоугодия, похоти и лени.

В христианской иконографии ночная птица, якобы слепнущая при дневном свете, часто ассоциировалась с язычеством, поэтому сова, повернувшаяся спиной к солнечному диску, символизировала духовную слепоту безверия, а сова с крестом над головой служила эмблемой победы христианства над язычеством.

В изобразительном искусстве сова, как ночная птица, принадлежит в качестве атрибута аллегорическим фигурам Ночи и Сна. Ночному кошмару посвящен знаменитый офорт Ф. Гойи «Сон разума рождает чудовищ», где совы и летучие мыши, плод неуправляемого воображения спящего, витают над его головой.

В историю Великой французской буржуазной революции слово «шуаны» («совы») вписано кровавыми буквами, ибо так называли беспощадных бретонских и вандейских контрреволюционеров, поднявших в 1793 году мятеж против республиканского правительства. Контрабандист Жан Котро, один из предводителей кровожадных головорезов, первым использовал крик совы в качестве условного сигнала, за что и получил прозвище «Шуан». Вскоре этот сигнал эхом разнесся по всему лесному краю, охваченному огнем мятежа, а угрюмые и фанатичные повстанцы-роялисты стали с гордостью именоваться шуанами.

Несмотря на дурную репутацию ночной хищницы, в эмблематике постепенно возобладала позитивная античная символика совы. Уже в средневековых алхимических трактатах появилась эмблема, изображавшая сову в очках и с зажженным факелом в лапах. Позднее символом книжной мудрости и просвещения стала эмблема совы, сидящей на стопке книг. Эту эмблему ученой совы, начиная со Средних веков, использовали многие учебные, научные и просветительские организации и общества: университеты, библиотеки, типографии, клубы, музеи, нотариальные конторы и т.д.

В геральдике сова изображается только анфас. Эта эмблема характерна для европейской городской геральдики: ею отмечен герб Афин, а также гербы ряда университетских городов Западной Европы. В родовых гербах сова — редкое исключение, а в государственной геральдике эта эмблема не используется совсем.
ОднаКнопка
Расскажите об этом другим:
LEGAL DISCLAIMER: BakuPages.com is not responsible for content of this page. BakuPages.com can make no representation concerning the content of these sites, nor does their listing serve as an endorsement by BakuPages.com.
Other products and companies referred to herein are trademarks or registered trademarks of their respective companies or mark holders