руccкий
02 май
12:41
Журналы
"Зубастые шарики, пожирающие реальность......
© Portu
Все записи | Разное
пятница, июль 6, 2007

Каньонинг, или бег с препятствиями

aвтор: Yana Mashkova ®
Кто-нибудь из вас знает, что такое каньонинг? Я, например, узнала совсем недавно, пару лет назад. Оказывается, это один из видов экстремального туризма. Его задача, как, наверное, понятно, из названия – прохождение каньонов.

Какими бы разными не были каньоны, короткими или тянущимися на многие километры, узкими или пошире, их всех объединяет одно - они всегда неописуемо красивы. Уходящие ввысь вертикальные стены, заслоняющие солнечный свет, пещеры, прорубаемые течением воды, водопады различного вида и высоты – все это природное великолепие постоянно манит к себе любителей приключений. Очень хочется узнать, что же там дальше, за тем поворотом, насколько длинен и интересен этот каньон, можно ли пройти между стенами по реке до того места, где отвесные скалы понемногу перерастают в небольшие заросшие склоны, образуя долину?

Одно из любимейших мною мест в Азербайджане – каньон реки Кара-чай. Впервые я попала туда 5 лет назад, когда мы небольшой группой скалолазов на несколько дней разбили лагерь у входа в каньон, чтобы попрактиковаться в лазании с нижней страховкой на естественном рельефе. Тогда меня больше всего поразил лес в тех местах. Во-первых, он на удивление разнообразный и плодовитый. Грибы, земляника, малина, ежевика, яблоки и орехи – здесь можно прожить, питаясь только подножным кормом. Правда и конкуренты у тебя весомые – кабаны да медведи. Следы их обитания встречаются на каждом шагу. Лиственный лес сменяется небольшим сосновым бором, чуть дальше можно встретить «царство» ясеней и небольшую еловую рощу. Словом, красота!

Во-вторых, ближе к началу каньона живых деревьев становится все меньше и меньше, больше преобладают гнилые, за которые сложно даже уцепиться - кусочек за кусочком остаются у тебя в руках. Был случай, когда мы закрепили веревку за пару могучих стволов на вершине скалы и при нагрузке они начали медленно подниматься из земли вместе с метровыми корнями. Земля покрыта многолетним слоем сгнивших листьев, ты утопаешь в них, и теряется ощущение твердой почвы под ногами. А какая первозданная тишина и безлюдье вокруг! Такое впечатление, что нас неведомым ветром перенесло на несколько веков назад, и вся наша прежняя жизнь со всеми ее дарами цивилизации осталась где-то в дальних закоулках памяти.

В тот раз мы в качестве отдыха от тренировок совершили небольшую прогулку по каньону, промокли до нитки, получили массу новых ощущений и уехали домой.

С тех пор я мечтала туда вернуться.

Оказалось, что кое-кто из наших знакомых проходил этот каньон насквозь, что он имеет длину чуть ли не 15 километров, и нашей заветной целью стало повторить их путь.

Но все как-то не получалось. К сожалению, отпуск обычным людям полагается только раз в году и неоспоримый приоритет в списке мест, где предпочитаешь его провести – горы.

И еще нужно, чтобы твои свободные от работы дни совпали с такими же у твоих друзей, поскольку, не знаю как вам, а мне гулять в одиночку неинтересно. Да и медведи там ходят до неприличия активно….

Наконец, в этом году моя сестра Оля с большой компанией, человек этак в 30-35, собралась ехать в лес отдыхать дней на десять. Как раз туда, куда я так давно стремилась – на Кара-чай, в селение Алыч.

Я сразу решила, что возьму на недельку отпуск и махну к ним.

Я не люблю сидеть на одном месте несколько дней, мне очень быстро становится скучно. Но представьте, что такая поездка выдается почти сразу после тяжелого альпинистского похода, и ты приезжаешь в прохладный лес из шумного убийственно-душного города. Тогда тебе долго не надоест валяться под деревом с каким-нибудь чтивом или лениво беседовать с таким же праздноваляющимся о смысле жизни, а то и просто ни о чем (что почти одно и то же). А вокруг - палатки, большой костер посреди лагеря, река, куда ходишь купаться по пять раз на дню, по ночам – невероятное звездное небо, тишина и теплынь!

Третий день моего пребывания в этом рае мы с Олей решили посвятить нашей давней мечте – прохождению каньона.

Компания подобралась интересная. Мы с Олей, симпатичная девушка Наташа 16-и лет, Тарлан, называющий себя шаманом (все эти дни он странными песнопениями отгонял облака подальше от лагеря, чтобы не было дождя), и москвич Ваня, которого мы видели второй раз в жизни.

На подвиг вышли в восемь утра. В десять вошли в каньон. В середине лета воды в реке немного, можно спокойно переходить ее вброд. Именно поэтому июль и август самые предпочтительные месяцы для прохождения каньонов. Мы так и петляли с одного берега на другой, не снимая обуви, чтобы не поранить ноги о невидимые сучки и камешки, которыми обычно усеяно дно горных рек Я не спала почти всю ночь, поэтому первые час-два просуществовала на автопилоте, машинально двигаясь вслед за остальными и не глядя по сторонам. Зато после первого привала и перекуса, снова почувствовав себя человеком, а не сонной особью неопределенного пола, я наконец стала получать от всего происходящего истинное удовольствие. В тех местах, где стены сужались настолько, что бурлящий поток заполнял все пространство между ними, мы шли прямо по реке. Иногда вода доходила нам до пояса. Так как мы двигались против течения реки, чувствовалось, как свинцовая вода сопротивляется нам, сбивает с ног, Мы не ощущали особенного холода, несмотря на то, что ранним утром температура воды сильно отличалась от привычной комнатной. Временами, где поток между скал оказывался уж очень бурным, мы поднимались выше и искали пути обхода по камням или некрутым склонам. Причем, встречая на пути трудный участок, мы часто разделялись, устремляясь в разные стороны, и потом кто-то из нас находил легкий путь, и делал знак остальным.

Мы проходили насквозь небольшие и извилистые сырые пещерки, карабкались на валуны размером в дом, в изобилии раскиданные по обеим берегам, переходили реку вброд, держась друг за друга, даже лазили по стволам деревьев, чтобы перебраться с камня на камень.

Это было действительно очень интересно, не говоря уже о чисто визуальном удовольствии, которое мы получили. Невообразимое количество фотографий, привезенных нами оттуда, не дают полной картины о красоте, силе и величии матушки-природы в этом сказочном месте.

Ближе к полудню, мы подошли к месту, где каньон сильно расширяется, слева стены превращаются в крутой лесной склон. Если начать подниматься оттуда вверх по дремучему лесу, через несколько часов окажешься на вершине горы Еддиляр, хорошо видной из нашего лагеря. И еще один секрет – на этом склоне хорошо припрятана древняя полуразрушенная крепость. Ее кладка практически сливается с камнями, и обнаружить эту крепость непосвященному человеку очень тяжело, ее нужно искать. И лес в тех местах совсем глухой. Есть несколько интересных версий, согласно которым в этой крепости местные жители в древние времена прятались во время нападения врагов. А банды разбойников с большой дороги скрывали в крепости награбленные сокровища, часть из которых лежит там до сих пор.

Но, конечно, все это только домыслы, передающиеся местными охотниками из уст в уста. Одно мне кажется неоспоримым – здешний лес хранит много интересных загадок, не зря же крепость построена в такой глухой местности.

В прошлый раз, несколько лет назад, во время прогулки мы дошли как раз до этого места. Как я уже говорила, русло здесь сильно расширяется, и мы тогда подумали, что это окончание каньона. И лишь пару лет спустя я узнала, что мы прошли, в лучшем случае, только его треть. Однако еще два-три километра мы двигались легко, почти без препятствий, по широким каменистым берегам Кара-чая. Слева снова начались высоченные вертикальные стены, зато справа пошли сплошь белые осыпные склоны, указывающие на периодические селевые оползни.

Река стала часто петлять, поворачивая то влево, то вправо. Стены то сужались до ширины самой речки, то отступали на значительное расстояние, и тогда мы спокойно двигались по берегу, покрытому камешками, а иногда и сочной травой.

Между тем на горизонте все это время постепенно скапливались низкие облака грозного вида. Это ненадолго принесло облегчение, поскольку солнце к тому времени поднялось уже высоко и жарило не на шутку. Но затем, когда раскаты грома стали раздаваться все ближе и ближе, мы забеспокоились. Вообще находиться в каньоне во время дождя чрезвычайно опасно - уровень воды может сильно подняться, и совсем не факт, что в этот момент ты найдешь пути отхода. Правда, мы отчетливо видели, что еще чуть-чуть и каньон будет пройден, однако гроза нам сейчас очень сильно помешала бы. И Оля стала ругать Тарлана, что он не следит за погодой, отвлекся – и вот результат. Тарлан, как обычно, развел теорию, что даже такой сильный шаман, как он, не в состоянии удерживать тучи на расстоянии так много дней подряд.

Наконец, изрядно устав от этого бега с препятствиями, в три часа пополудни, мы окончательно вышли из каньона. Пятнадцатикилометровый каньон позади. Стены закончились, превратившись в заросшие травой небольшие склоны, Кара-чай, кажущийся здесь вполне безобидным, мирно тек в широком русле.

В первоначальных планах у нас было вернуться обратно тем же путем. Однако оказалось, что каньонингом мы сегодня сыты по горло. Никому из нас совершенно не хотелось снова лезть по пояс в реку, прыгать с камня на камень, обходить водовороты. Кроме того, вполне вероятно, что темнота застигнет нас до выхода их каньона, а это уже серьезный риск.

Еще по дороге мы тщательно изучили карту, и решили, что можем обойти каньон сверху. Во-первых, обратный путь по дороге или тропе должен занять куда меньше времени, а во-вторых, в какой-то из деревень, а их, судя по карте, на нашем пути должно быть несколько, Ваня предложил взять машину. Это, конечно, немного не по-туристски, но зато как быстро и удобно!

Решив не терять времени на перекус, мы стали подниматься на холм, на вершине которого отчетливо просматривалась интереснейшая деревня Будуг.

Подъем дался тяжело, усталость и жара не давали расслабляться. Да, да, именно жара. Пока мы сверялись с картой и переодевались в сухую одежду, оказалось, что облаков на небе как ни бывало, солнце в зените. Если бы я валялась на пляже, то с удовольствием намазалась бы кремом и перевернулась на другой бок для равномерного загара.

Но в данной ситуации, обливаясь потом и пыхтя, мы проклинали на чем свет стоит и это солнце, и это жаркое лето и все свои странные идеи вроде той, в ходе которой мы здесь оказались. На наше ворчание Тарлан в самых мягких выражениях заметил, что мы все, конечно, очень хорошие ребята, но что-то никак на нас не угодишь.

Подстегивала надежда на то, что Будуг- конечная цель нашего путешествия, точнее его пешей части. Вскоре мы подошли к крайним домишкам. Повстречали пастушку очень преклонного возраста, которая спросила нас, откуда мы идем. Мы ответили, что из Алыча. Помолчав, она поинтересовалась, куда держим путь и, услышав, что в Алыч, посмотрела странно и пошла прочь.

Я могу очень много рассказать о селении Будуг, действительно уникальном в своем роде, но считаю, что куда лучше это сделал наш друг фотограф Эмиль Халилов, опубликовавший свои наблюдения о Будуге в весеннем номере журнала «YOL +».

Стоя посреди деревни и чувствуя на себе пристальный интерес аборигенов всех поколений, мы обнаружили, что транспорт, на который так рассчитывал Ваня, да и мы тоже, найти не удастся. Все машины в полях заняты сбором урожая, мало того, никто ничего не знает о дороге, ведущей в Алыч. Утверждают, что такой нет в природе. Может и есть какая-то незамысловатая лесная тропка, но уж точно не дорога. И посоветовали нам спросить в следующей деревне. Что мы и сделали, не без усилий добравшись до нее минут через сорок. Ребята оставили нас за околицей, а сами пошли узнавать насчет транспорта. И….. пропали.

Мы с Олей и Наташкой ждали их около часа, зябко поеживаясь и наблюдая, как неумолимо солнце скатывается за горизонт, бросая нас так далеко от родных палаток. Спустя какое-то время мы стали злиться. Ведь если предстоит идти пешком, а это добрых три-четыре часа по лесу, то каждая минута на счету, а они теряют драгоценное время. Стали громко звать их по именам, посмеявшись над тем, как дико звучит имя Ваня в глухой азербайджанской деревне. Особенно если учитывать, что в такой тишине наши голоса были слышны, наверное, в каждом доме. Следующим этапом ожидания стало подозрение, что нас просто-напросто бросили. Если бы речь шла о наших собратьях-альпинистах, такая мысль просто не пришла бы в голову. А тут – один шаман, другой москвич, один аллах знает, что придет им в голову

Ваня появился, когда мы окончательно замерзли и растерялись. Оказывается, они просто искали родник, чтобы набрать пустые бутылки. С машиной дело обстояло безнадежно, и, собрав в кулак оставшиеся силы, мы с максимальной скоростью устремились навстречу опускающимся сумеркам.

Не буду рассказывать, как долго мы блуждали по дорогам и тропам, пытаясь найти ту, которая нам нужна. Несколько местных, которых мы встретили недалеко от деревни, давали достаточно противоречивые сведения. Общее направление мы знали, но не хотелось на ночь глядя входить в лес по бездорожью. Самый крайний выход, если заблудимся – развести костер и переждать ночь. Но, во-первых, у нас не было с собой ни теплых вещей, ни питания, ни даже сидушек, а во-вторых, рано утром Ваня должен был выехать в Баку, чтобы успеть на самолет в Москву. Да и вообще незавидная перспектива, учитывая, что после такого дня единственное всепоглощающее желание - выпить чаю, растянуться на спальнике и расслабить гудящие конечности.

Между тем, пока еще не совсем стемнело, Ваня поднялся на самый высокий холм, чтобы осмотреться и сориентироваться. Сделал интересную фотографию – далеко на холме стоит древняя полуразрушенная крепость, а прямо на ней триангуляционная вышка. Мы все дружно возмутились, когда он рассказал нам о таком бессовестном отношении к древним памятникам. Действительно, дико.

Спустя минут сорок мы вышли на широкую, но совсем заросшую дорогу, уходящую в лес. И поняли, что теперь с пути не собьемся. Это действительно оказалась тропа, не автомобильная, но возможно – конная, явно используемая не часто.

Сумерки обернулись густой темнотой, едва мы оказались под сенью деревьев. Честно говоря, раз пятнадцать я была уверена, что мы почти пришли. А лес все не кончался и шум реки, хоть и стал слышен через какое-то время, все никак не хотел приближаться. Мы передвигали ноги из последних сил, освещая путь лазерами от зажигалок. Я вспоминала, как две недели назад точно так же глубокой ночью с покалеченной ногой спускалась с Шагдага. Везет мне что-то этим летом на ночные возвращения!

Около одиннадцати часов вечера мы вошли в лагерь, где народ как всегда собрался у большого костра с кружками и песнями. Наше маленькое путешествие заняло 15 часов. Нас завалили вопросами и мы, несмотря на то, что еще полчаса назад разговаривать не хотели от усталости, немного оживились.

И сбылась мечта!!! Развалившись на спальнике, мы рассматривали отщелканные фотки на Ванином ноутбуке (вот она – сила прогресса!) и делились впечатлениями со зрителями.

Ночь снова была теплой и невозможно звездной, и спать я пошла только около трех, почувствовав, что еще минута – и просто не дойду до палатки.

А утром мне удалось выбраться из спальника только с третьей попытки. Так и ходила по лесу оставшиеся два дня странной походкой, называемой в простонародье «враскорячку».
loading загрузка
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.