руccкий
english
РЕГИСТРАЦИЯ
ВХОД
Баку:
10 май
05:59
Журналы
Женька и Ждун
© Portu
Все записи | Разное
воскресенье, апрель 15, 2007

Жизнь и невообразимая судьба Ларса Хольмера. Часть первая.

aвтор: Mogol Forever ®
 
Часть первая, где читатель знакомится с Лассе Хольмером, Хассе Бруньюссоном, Лассе Кранцем и другими веселыми персонажами нашей истории.


Да, давно было пора поговорить об этой чудной группе. Мало того, что, наверное, на сегодняшний день это одна из самых любимых моих музыкальных групп (по крайней мере когда я слушаю их творения, то у меня складывается именно такое ощущение) и их концерт, на котором я побывал полтора года назад является до сих пор самым сильным моим музыкальным впечатлением вообще, так еще и исторически группа очень и очень важна и значима. Посудите сами - Samla Mammas Manna была самой первой прогрессив-рок группой в одной из самых прогрессив-роковых стран мира - Швеции, стояла у истоков такого значительного музыкального западноевропейского явления, как Rock In Opposition, а уж как сильно все это наследие повлияло на становление, развитие и кульминацию практически всей шведской музыки прогрессивного толка и говорить не стоит. Конечно, насчет <первой шведской прог-группы> сейчас могут разразиться бурные дискуссии. Но, несмотря на примеры таких достаточно интересных групп, как гипнотизеры из Parson Sound или еще какие-нибудь просто-проговые/пост-психоделические кудесники, мне кажется что именно Samla Mammas Manna, выпустившая в 1970 году свой одноименный дебютный диск, является истинными основателями филиала прогрессивного рока в Швеции. Тем паче, что Бо Хансон или те же Kebnekajse в то время только задумывали свои первые прогрессивные альбомы.
Впрочем, до создания этого самого культового шведского прогрессив-рокового альбома, были еще годы и годы. Точнее - год. Именно за год до этого коллектив можно считать, что собрался вместе. У его истоков стояли клавишник Ларс Хольмер, барабанщик Хассе Бруньюсон, басист Ларс Кранц и перкуссионист Карл Оберг. Кроме любви к музыке (в основном психоделического содержания) их объединяло так же необыкновенное чувство юмора (забегая вперед скажу, что это чувство не покидало их (по крайней мере Ларса) долгие годы и не покидает сейчас, несмотря на все перипетии с названием группы и настроением исполняемого материала). Этот юмор проявлялся во всем, начиная от названия группы - Samla Mammas Manna, заканчивая тем местом, где они репетировали и записывались. Тем, кто долго мучался и хотел узнать, как же расшифровывается/переводится/означает этот фонетический экзерсис спешу разочаровать - переводится все это чудо со шведского всего лишь как <сборщики материнской манны>, это что-нибудь кому-нибудь говорит? Только если вы выросли в Швеции или как минимум ваша мама на ночь вам читала что-то из детских шведских сказок, ибо название позаимствовано прямо из одной из них. Ну, а относительно репетиционного места, по совместительству служившего долгое время студией звукозаписи, все гораздо проще - в дело пошло помещение, которое еще у мамы Ларса Хольмера было ни чем иным, как: курятником. Отсюда и название студии The Chikenhouse. Более того, Ларс там еще и жил к тому же.
Местечко это располагалось недалеко от города Упсала, где и выступала первое время новообразовавшаяся группа Samla Mammas Manna. По крайней мере одним из первых выступлений стало участие в одном из первых фестивалях <альтернативной> музыки в Упсала. Затем был визит в столицу, на фестиваль чуть более высокого ранга, и даже появление на телевидении. То есть, даже к тому моменту, как в 1971 году вышел первый альбом, определенную известность, по крайней мере в близлежащих кругах, группа имела. Альбом же был записан, как уже было сказано, годом ранее в The Chikenhouse в 1970 году. Релиз состоялся на лейбле Silence Records только на следующий год. Пластинку так и назвали: Samla Mammas Manna.
И, несмотря на то, что альбом стал в какой-то мере действительно революционным (до сих пор отголоски его слышны в творчестве многих прогрессив-рок групп Швеции), мостик от бурных и психоделичных 60-х к таинственным, красивым и интеллигентным артроковым 70-м слышится очень явственно. Все эти длинные, импровизационные джемы, гипнотизирующие, медленно изменяющиеся, зацикленные и закрученные, все это, конечно, было и до Samla Mammas Manna. Однако что отличало Хольмера и товарищей от своих соратников-земляков и современников вообще, так это неподражаемая смесь этого самого психоделизма с наследием шведского фольклора, необыкновенным чувством юмора и легкости с незабываемыми, изящными, красивыми, но при этом ужасно цеплючими мелодиями. Честное слово, сам уже боюсь слушать этот альбом - стоит мне хоть разок послушать Circus Apparatha - и долгое, долгое время будет она вертеться в голове. Хотя из всех композиций хочется выделить неожиданно грустную и даже мрачную The Girl In The Woods в низких тонах, гуле и разящей на повал мелодией на протяжении всей композиции. Кто-то может услышать тут оттенки настроений группы King Crimson - спорить не стану, что в этом действительно есть. Иногда мне кажется, что это вообще самая моя любимая композиция группы, хотя соперников у ней, честно сказать, огромное количество даже тут, на этом альбоме - не по-шведски горячая Broadened Condition, убойный и лохматый краут-рок на Manna Jamma или мощнейший хит Slayride To Satori. Причем стилистически группа варьирует свою музыку очень широко, от ядерно-кислотного рока Shouts From Embassy до изящной, проволочной шкатулочки из классической музыки Pausus. Одним словом - первый блин - шедевром.
Правда, к тому времени, как пластинка появилась на прилавках, группа превратилась в трио Хольмер/Бруньюсон/Кранц - ушел перкуссионист Оберг. Втроем они в том же 1971 году устроили несколько длительных по времени тура по Швеции, вновь появились несколько раз на телевидении, а уже на следующий год в группу вступает румын по происхождению - Костэ Апетреа. И, после нескольких еще более продолжительных гастролей, в основном по северу Швеции, музыканты в 1973 году возвращаются домой и за три (!!!) дня записывают нетленку Maltid, который также вышел на Silence.
В принципе, этот альбом только развил тот успех, те устремления, те идеи, что музыканты наметили на дебютнике. Но исполнен он настолько мощно, технично, органично и целостно, что о пластинке заговорили сразу, громко и все. Ну, не все, конечно, а те, кто писал о прогрессивном роке, да и при этом в Швеции (сложно было в Европе обратить на себя внимание слушателя - все были настолько увлечены англоязычными группами, что те, кто пели не на английском буквально были обречены на локализацию в пределах свой страны, не более того), но альбом действительно произвел фурор, да и производит до сих пор. Очень хорошо выцепил главную характерную особенность как пластинки, так и всего этого периода творчества Samla Mammas Manna Владимир Миловидов в своей пред-концертной статье. Не процитировать его тут было бы преступлением: <Разрушен миф о том, что арт-рокер должен быть печальным и сёрьёзным. В противовес драматическим представлениям Genesis, инфернальным опусам King Crimson и бравирующих своим исполнительским могуществом ELP, Ларс сотоварищи показали, что в прогрессиве есть место и "легким" жанрам, и просто шутке>. Позволю себе полностью согласиться. Нет, конечно, были какие-то попытки заигрывать с несерьезным отношением к серьезной музыке и до этого, но они какие-то не столь выдаются вперед, как это в случае с Samla Mammas Manna. По крайней мере при вопросе о <несерьезном проге> многие поклонники прогрессивного рока назовут в первых рядах именно Samla Mammas Manna. Впрочем, конечно, не тонким юмором единым хороша пластинка. Осталась та же мелодичность, изящность музыкальных тем и неимоверная <хитовость> многих линий, осталась привязанность к длинному и продолжительному развитию какой-либо идеи, невыносимая легкость и сногсшибательная заразительная энергетика музыки. Добавьте сюда явно выросший исполнительский уровень (очевидно за счет джазового прошлого Костэ Апетреа) и более целостное впечатление от всего материала в целом. Непропорционально музыканты прибавили в своем <телепузи-вокале> - этаком идиотском полувизге-полуписке, который до сих пор с удивительным хладнокровием и серьезностью издает Ларс Хольмер.
Затем вновь рутинные гастроли в пределах Скандинавии, среди которых можно отметить разве что совместные выступления с британским мульти-инструменталистом Роном Гизином, работа с одним стокгольмским театром, для которого Samla Mammas Manna написали музыку, ну а к концу года еще один отличный альбом для Silence - Klossa Knapitatet, что, насколько я понимаю, переводится как <Громи капитал!>. Точней, не переводится, а игра слов, отсылающая к шведскому , что как раз и есть тот самый знаменитый лозунг. Вообще, конечно, это название, видимо, и послужило тому, что группу моментально и надолго записали как минимум в коммунисты и обвинили в прочей политической возне. Это клеймо осталось надолго, особенно после того, как Samla Mammas Manna вступили в стройные ряды RIO (об этом чуть позже). Но знающие люди, которые читали тексты этой группы заявляют, что о политике там нет ни слова, а если есть, то настолько все это запрятано в глубины абсурдной юмористической лирики, что говорить тут собственно не о чем. А участие в РИО, ну, тут дело ясное - просторы европейских подмостков.
Так что политической окраски история группы вряд ли получит и сейчас, потому вернемся к музыке. Ибо тут есть к чему возвращаться. Логически, это стал третий альбом трилогии Samla Mammas Manna/Maltid/Klossa Knapitatet. То есть в принципе-то музыкально альбом явно наследует все достояние группы, которое накопилось к этому времени - яркие и запоминающиеся мелодии, тяготение к около-джазовым импровизациям и все подобное. То есть если кому-то нравится два альбома из этой трилогии, то стоит озаботиться прослушиванием и третьего, с большой вероятностью он понравится так же. Впрочем, конечно, появились и некоторые знаковые отличия. Во-первых, конечно, музыка Samla Mammas Manna относительно ожесточилась. В смысле, не стала злой и суровой, но появились некие очень жесткие диссонансные моменты, как в гитарных партиях Апетреа, так и вообще в общем звучании группы. Например это хорошо слышно на первой половине знаменитой Kom lite narmare. Плюс местами группа сильно вжалась в джазовые, а точней, фьюжновые области - мощнейшая вторая половина Musmj?lkningsmaskinen или середина Liten Dialektik тому хорошее доказательство. Впрочем, все это, опять же, органично вплавлено в то, что любят называть прог-полькой, что сравнения с британскими коллегами по ремеслу из Кантерберри как минимум смущают поклонников Samla Mammas Manna. Ну и еще один факт, который нельзя пропустить. Насколько я понимаю, именно тут Ларс Хольмер впервые записал свою игру на аккордеоне - том самом инструменте, которым, наверное, он известен больше всего в наше время. По крайней мере аккордеона тут настолько много, что хочется обратить внимание именно на Klossa Knapitatet. Впрочем, все это та же прекрасная, живая, бурлящая и веселая Samla Mammas Manna, что и прежде.

Автор: Smarty
Дата публикации: 2007-02-09
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: BakuPages.com (Baku.ru) не несет ответственности за содержимое этой страницы. Все товарные знаки и торговые марки, упомянутые на этой странице, а также названия продуктов и предприятий, сайтов, изданий и газет, являются собственностью их владельцев.

Журналы
Данута Гвиздалянка «Мечислав Вайнберг — компози...
© violine